А. Пиунов, г. Каменск-Уральский

Графические редакторы для ПЭВМ "Нейва" ("Корвет")

Думаю, все работавшие на компьютере сталкивались с графическими редакторами и знают, что они предназначены для создания и редактирования изображений. Чаще всего ими пользуются, когда нужно вставить в программу иллюстрации. Я серьезно занялся графическими редакторами, когда понадобилось нарисовать картинки для только что законченной игры.

Когда на "Нейве" еще не было сетевой операционной системы "Корнет", я сделал себе графический редактор на Бейсике, чтобы им можно было пользоваться на РМУ и вставлять созданные им изображения в Бейсик-программы. Но вскоре изучил язык Си и стал осваивать GRAF, рисунки из которого можно было сразу использовать в Си-программах (тогда в графической библиотеке Си еще не было чтения иллюстраций, нарисованных в ABRISe). Затем освоил ABRIS и GRIN. Пытался использовать и GROT, но его возможности уж очень скромны.

Как видите, графических редакторов для "Нейвы" существует немало. А какой самый лучший - это зависит от ваших нужд. Попытаюсь охарактеризовать их хотя бы кратко, чтобы помочь сделать выбор.

Рисование пером, создание линий, прямо­угольников, окружностей работают во всех редакторах примерно одинаково, но у ABRISa есть существенное преимущество: восемь размеров и различные формы пера. Возможности закраски в ABRISe также шире: можно "перекрасить" цвет, залить до любого контура. К тому же закраску и заливку можно производить узором. В GRAFe можно закрашивать выбранным цветом (до границы того же цвета), в GRINe - перекрасить участок одного цвета в другой, в GRISe - закрасить любым цветом до заданного контура.

Лупа в ABRISe позволяет увидеть изображение в масштабе 8:1 и 4:1, в GRINe - 4:1; зато в GRINe увеличенное изображение появляется моментально, а в ABRISe сначала записывается на диск основная картинка, а уже потом появляется увеличенное изображение.

Вставить в рисунок текст можно в трех редакторах. В ABRISe буквы могут быть восьми размеров, любого цвета (или узора), в восьми ориентациях и к тому же можно самому создать шрифт или отредактировать уже имеющийся. Шрифт в GRINe (здесь его можно вставлять в изображение в четырех ориентациях) и в GRAFe схож со шрифтом знакогенератора.

Копировать изображения в ABRISe весьма хлопотно (особенно если надо много копий): нужно записать копируемую область на диск, а затем воспроизвести в нужном месте. GRIN и GRAF позволяют копировать изображение сразу же. GRIN предоставляет возможности для масштабирования: можно фрагмент любого размера увеличить или уменьшить, а также перевернуть или сделать зеркальное отображение. GRAF может растянуть изображение в два раза вправо или вниз и сжать в два раза сверху или слева.

Число доступных цветов обозначено в таблице. Знающих "Нейву" эта цифра в столбце ABRISa удивит: как из восьми возможных цветов сделать 30? Довольно просто: расположив точки различных цветов в шахматном порядке, получили производные цвета (конечно, на монохромном дисплее этот прием не дает эффекта). К тому же в ABRISe можно не только пользоваться уже имеющимися узорами, но и создавать собственные (сохраняя их затем на диске).

"Мышью" можно пользоваться в ABRISe и GROTe. Возможно, скоро появится новая версия GRINa, допускающая это. К сожалению, отечественные "мышки" имеют такое качество, что предпочтение следует отдать клавиатуре. И все же некоторые функции выполнять "мышью" намного быстрее.

Вывести изображение на принтер можно из всех редакторов, кроме GRISa, из ABRISa - даже на цветной матричный принтер. Если принтер простой, то изображение получается черно-белое, но, поскольку печать производится в четыре прохода, точки получаются различной яркости. GRIN может печатать как позитивное, так и негативное изображение, имитируя 4 или 8 цветов. Точка изображения на принтере состоит из нескольких точек, расположенных так, чтобы передать яркость точки на экране, что позволяет печатать в один проход В GRAFe можно выбрать режим печати: негатив, позитив, 1, 3 и 6 проходов. Точка экрана соответствует точке принтера. Недостатком является очень малая скорость печати. GROT соответственно своим двум цветам печатает изображения в один проход

Все редакторы позволяют хранить изображение на диске. ABRIS может записать на диск всю картинку или только часть, при этом сжимая их до минимальных размеров. GRIN может сохранить картинку полностью: один к одному 3 слоя по 16 Кбайт, со сжатием или окно. GRAF записывает и весь экран, и окно всегда со сжатием. GRIS хранит изображение в виде координат его элементов.

Несколько слов об использовании рисунков в других графических редакторах и в программах. Так как GRAF написан на языке Си, то нарисованные в нем изображения сразу можно передать в Си-программу. Картинку из ABRISa можно оставить на экране и, запустив GRIN, отредактировать или сохранить ее на диске. Чтобы использовать рисунки из GRINa в GRAFe (а также в Си-программах) и наоборот, мне пришлось написать программы GRINSI и SIGRIN; сейчас они поставляются вместе с редактором GRIN.

Если из текста программы редактора GRIS выделить подпрограмму просмотра рисунков и вставить в Бейсик-программу, то в ней можно будет использовать созданные в GRISe изображения.

Попробую дать интегральную оценку.

Безусловно, самый мощный из редакторов - ABRIS. У него большие возможности для рисования изображений, я бы даже сказал, художественных картинок (об этом говорит уже фирменная заставка). Широкий выбор цветов и узоров (который к тому же можно расширять самому) позволяет получить качественное цветное изображение на экране, что очень ценится в ифовых программах. В числе достоинств и единообразие управления всеми функциями, так что научиться пользоваться ими несложно; впрочем, создание шрифтов или узоров вызывает поначалу затруднения. Недостатки - отсутствие функций копирования и масштабирования фрагментов изображения, а также частое обращение к диску (функции редактора находятся в файле оверлея и при каждом обращении к ним подгружаются).

Второе место занимает GRIN. В нем можно быстро нарисовать изображение, подогнать под нужный размер и напечатать или сохранить на диске. Скорость исполнения команд высока, освоение редактора происходит легко, работать удобно. Рисунки из него можно использовать в программе на любом языке, если написать подпрограмму, читающую картинку с диска и записывающую в ГЗУ.

GRAF написан на Си, поэтому его возможности определяются возможностями функций из графической библиотеки Си. Редактор имеет встроенный краткий Help (подсказку), но не имеет меню, поэтому нужно либо запомнить его команды, либо постоянно пользоваться подсказкой. В целом редактор хороший, хотя нарисовать в нем картинку довольно сложно.

GRIS написан на Бейсике, поэтому его возможности очень скромны. В нем можно создавать лишь несложные изображения. GRIS можно порекомендовать только работающим на РМУ без использования СОС "Корнет".

GROT был создан для иллюстрирования текстов графиками, чертежами и простыми рисунками. Для его освоения потребуется всего несколько минут, но это следствие весьма ограниченных возможностей. Об использовании его изображений в программах ничего сказать не могу, так как даже не пытался выяснить это, имея более мощные редакторы.

Характеристики графических редакторов
  ABRIS GRIN GRAF GRIS GROT
Перо ++ + + + +
Линия ++ + + + +
Прямоугольник ++ + + + +
Окружность ++ + + + +
Закраска ++ + + + +
Лупа + + - - -
Текст ++ + + - -
Копирование +- ++ + - -
Масштабирование - ++ + - -
Цвета/узоры 30/18 8/0 8/0 8/0 2/0
Печать + ++ + - +
"Мышь" + - - - +
Размер картинок на дискке. Кбайт <48 48/<48 <48 <8 10
Размер редактора. Кбайт 110 12 40 12 18
Язык, на котором написан редактор Си Ассемблер Си Бейсик Ассемблер

Условные обозначения: (-) - функции нет; (+) - функция есть; (++) - функция реализована очень удобно.

Все графические редакторы поставляются производственным объединением "Октябрь" (623400, ГСП-79); акционерным обществом "Хорда" (623400, Екатеринбургская обл., г. Каменск-Уральский, а/я 1); малым предприятием "Микс" (119899, Москва, Ленинские горы, М ГУ, НИИЯФ , "Микс").