Е. Я. Глушко, В. Н. Евтеев

КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС В ШКОЛЕ

Введение

Авторы этой статьи представляют коллектив разработчиков предметных педагогических программных средств (ППС) ЭДИСС, действующий уже в течение нескольких лет при Криворожском педагогическом институте. К сожалению, отмеченное два года назад в [1] отставание в программном обеспечении поступающих в школы компьютерных классов имеет место и в настоящее время. Более того, положение усугубилось за счет роста объема поставок "неодухотворенного железа" практически без ППС. Причин тому несколько: отсутствие централизованной поддержки органами народного образования имеющихся в стране коллективов разработчиков на республиканском, областном и иных уровнях, неунифицированность различных версий матобеспечения КУВТов даже в рамках одного типа классов и т. п. Изменить подобное положение могли бы, с одной стороны, конструктивная государственная программа поддержки существующих творческих групп на конкурсной основе, а с другой - складывающийся рынок программной продукции для народного образования.

Разработка предметных ППС в настоящее время ведется по нескольким направлениям. Во-первых, это программы-тренажеры, обучающие приемам решения задач или выполнения упражнений, как правило, в рамках достаточно узких тем. Например, тренажеры устного счета, правописания безударных гласных в корне слов и т. п. Во-вторых, программы, основанные на диалого-логическом принципе. Их можно определить как понятийные практикумы, поскольку здесь преследуется следующая цель: усвоение учащимися системы понятии-по данной теме в их взаимосвязи. Развивается также справочно-информационное направление - своего рода базы данных по избранным темам предмета. Однако, по всей видимости, будущее останется за синтетическими ППС на основе диалого-логического подхода.

Практика разработки и применения диалоговых ППС выработала комплекс требований, определяющих дидактическую эффективность компьютерной обучающей среды. Коротко перечислим их.

Принцип обучающей среды

Пакет программ, записанных на дискете, реализует своеобразное пространство-среду, позволяющее учащемуся окунуться в мир понятий и представлений данной дисциплины. Пакет составляют однородные взаимосвязанные темы, объединенные общим сценарием, вводное и итоговое меню, дающие возможность выбирать темы и контролировать результаты с РМУ, базы данных и сервисные программы для обращения к центральному дисководу.

Полнота

Предлагаемые вопросы в совокупности охватывают все аспекты рассматриваемой темы. Практически речь может идти о некоторой приемлемой полноте банка вопросов, гарантирующей возможность усвоения материала.

Целевое предназначение

Компьютерная поддержка учебного процесса должна быть увязана с потребностями учителя (в настоящее время и с его возможностями (Учитывая проблематичность штатной должности ассистента-оператора в школе, обслуживание обучающих программ должно быть максимально простым, на уровне нажатия двух-трех клавиш по требованию программы)), облегчать его работу, повышая при этом эффективность обучения. Другим адресатом предметной программы является учащийся, психологические особенности которого непременно должны приниматься во внимание.

Компьютерная специфика

Проявляется в сообразном использовании возможностей и особенностей техники. Это касается разнообразия подачи текстового материала на экране, использования цвета, графических возможностей, мультипликации и элементов игры.

Компьютер-собеседник

Интеллектуальный и психологический облик общающегося с учеником компьютера играет важную роль в создании атмосферы обучающей среды. В разработанных ЭДИСС для КУВТ "Корвет" пакетах ДИАЛОГ по физике, математике, русскому и украинскому языкам вводное меню содержит список наиболее распространенных имен. Введенное имя, например Витя, в следующих темах, вызываемых по сети с РМУ, в зависимости от хода диалога варьируется в комментариях от официального Виктор до ласкательного Витенька. Компьютер отличает мужские и женские имена, в спорных случаях запрашивается уточнение. Отличаются и диалоги: "женский" содержит больше ласкательных форм и меньше просторечных. Целый ряд подобных приемов, используемых в обучающих программах, приводит к имиджу компьютера-собеседника как "доброжелательного старшего коллеги не без чувства юмора". Задаче интеллектуализации ППС служит, помимо логического усложнения вариантов ответов, введение элементов случайности в алгоритм программы, в банк вопросов и комментариев.

Пакет программ "ДИАЛОГ"

Общий объем этого направления для КУВТ "Корвет" версии 1.1 в настоящее время соответственно примерно 1Мб для различных дисциплин. Наиболее полно представлена физика (IX-XI классы). Структурно каждый пакет состоит из набора пяти-семи тематических Бейсик-файлов с одним общим BIN-графическим файлом, содержащим графику и мультипликацию, и дополнительных BIN-программ, подгружающих вопросы и упражнения. Как правило, пакет охватывает целый раздел предмета (10 уроков) и имеет объем 200-300 Кб.

С учащимся на РМУ работает обучающая программа общим объемом до 50 Кб, включающая тематическую BAS-программу (20-26 Кб) и графический блок (24 Кб дополнительной памяти). Кроме того, имеется возможность подгрузки дополнительных BIN-программ.

Типовая блок-схема BAS-программы представлена на рисунке. Очевидно, некоторые из блоков требуют пояснений. В программе установлены четыре уровня требований: ознакомительный, начальный, учебный и основной. Таймер работает для третьего и четвертого уровней. Блок стохастизации подбирает вопросы в туры и тасует варианты ответов. Калькулятор имеется только в задачниках - завершающих пакет файлах. Особо стоит остановиться на блоке "Затрудняюсь ответить". Для нейтрализации извечной "запрограммированности" учащегося на бездумный поиск правильного варианта в ДИАЛОГЕ имеется неопределенная форма "Затрудняюсь ответить", требующая последующего обсуждения, если правильного варианта нет. Тур диалога ограничен четырьмя вопросами, после которых ученик может продолжить работу в рамках той же темы, выйти в следующую тему или на конец урока (итоговое меню).

Интегрирование пакета в текущий учебный процесс может проводиться в различных вариантах. Наиболее приемлемыми представляются следующие пути:

Блок схема типовой программы пакета ДИАЛОГ
Рисунок. Блок схема типовой программы пакета ДИАЛОГ

Сетевая программа STSKUKU представляет собой модернизированную одним из соавторов (В. Н. Евтеев) стандартную программу сети STS.COM. Новая версия позволяет выполнять обращение с РМУ к дисководу, пересылку больших и малых файлов в любой последовательности. Есть у нее и другие достоинства.

Экранный редактор BASEDIT для ПК Корвет (версия 1.1)

Использование для создания и отладки программ встроенного редактора строки EDIT во многих случаях весьма неудобно Предлагаемый экранный редактор Бейсик-программ BASEDIT позволяет редактировать сразу несколько строк, дает возможность более удобным способом размножать, соединять и разбивать строки.

Редактор располагается в памяти по адресам &HF100-&HF5FF. Кроме того, он использует пространство &HF000-&HF100 в качестве буфера ввода, поэтому при работе с ним не следует использовать адреса &HF000-&HF5FF для других USR-функций. В Бейсик-программах не рекомендуется использовать строки с номерами 0, 1, 11, так как они иногда портятся при перезапуске редактора во время работы. Следует также уклоняться от применения в Бейсик-программе пользовательских USR-функций с номером 0, чтобы избежать конфликта между ними и редактором.

Описание работы с редактором BASEDIT:

Авторы будут признательны всем, кто пришлет замечания об обнаруженных недостатках по адресу: 324086, Кривой Рог-86, проспект Гагарина, пединститут, кафедра физики, группа ЭДИСС.

Литература

  1. Бурт И.М., Глушко Е.Я., Евтеев В.Н. и др. Пакет компьютерных предметных обучаю щих программ для школы и вуза. КрГПИ Кривой Рог, 1990. С.39.

ПРОГРАММА BASEDIT.BAS

    5 CLEAR 5000:DIM Т$(60)
    8 CLS:PRINT "НЕМНОГО ТЕРПЕНИЯ..."
    10 DATA 78,13,58,68,69,70,32,85,83,82,48,61,38,72,70,49,49,69,58,79,61,85,83,82,48,40,48,41,13,0,62,32
    11 DATA 205,119,242,62,246,50,87,247,14,25,205,76,0,14,30,205,76,0,205,70,0,254,0,202,50,241,205,73,0,254,13,202
    12 DATA 90,241,254,29,202,129,241,254,28,202,161,241,254,16,202,153,242,0,254,27,202,210,242,195,217,242,42,5,247,124,254,252
    13 DATA 194,105,241,125,254,0,202,231,241,126,254,0,202,117,241,34,5,247,195,231,241,43,195,93,241,79,205,76,0,195,50,241
    14 DATA 201,42,5,247,229,14,25,205,76,0,225,126,254,0,202,153,241,35,126,43,119,35,195,139,241,14,26,205,76,0,195,50
    15 DATA 241,42,5,247,124,254,255,194,176,241,125,254,255,202,50,241,84,93,126,254,0,202,200,241,35,124,254,255,194,178,241,125
    16 DATA 254,255,202,50,241,195,178,241,126,35,119,43,124,186,194,227,241,125,187,194,227,241,14,32,205,76,0,14,8,205,76,0
    17 DATA 195,50,241,43,195,200,241,42,5,247,0,124,254,252,194,247,241,125,254,0,202,2,242,126,254,0,202,1,242,43,195,234
    18 DATA 241,35,68,77,42,5,247,124,254,255,194,25,242,125,254,255,202,35,242,125,254,254,202,35,242,126,254,0,202,42,242,35
    19 DATA 195,7,242,22,255,30,254,195,43,242,235,11,0,213,38,241,46,0,235,124,184,194,61,242,125,185,202,69,242,43,126,235
    20 DATA 119,43,195,50,242,235,0,0,34,254,242,225,197,205,0,243,62,0,119,0,0,14,11,205,76,0,225,43,43,205,14,243
    21 DATA 62,255,50,26,247,42,254,242,62,32,119,35,119,43,34,27,247,62,13,195,207,242,201,50,86,247,62,248,50,251,250,62
    22 DATA 255,50,7,247,14,27,205,76,0,14,50,205,76,0,14,27,205,76,0,14,55,205,76,0,201,205,170,242,205,70,0,254
    23 DATA 0,202,156,242,205,170,242,195,191,242,17,32,243,33,0,252,78,235,70,113,235,112,19,35,62,246,186,194,176,242,201,205
    24 DATA 73,0,14,24,205,76,0,14,8,205,76,0,195,50,241,50,1,241,33,3,241,34,86,247,201,254,23,202,225,242,195,121
    25 DATA 241,14,13,205,76,0,195,50,241,1,0,0,1,0,1,0,253,255,255,255,253,255,255,255,0,1,2,0,1,0,104,240
    26 DATA 35,34,5,247,229,14,26,205,76,0,225,201,247,201,124,254,251,194,24,243,38,255,46,254,34,5,247,201,255,255,255,255
    27 DATA 0,32,32,32,32,32,32,32,32,32,228,197,202,211,212,215,201,197,0,203,204,193,215,201,219,32,196,207,208,207,204,206
    28 DATA 201,212,197,204,216,206,207,202,32,203,204,193,215,201,201,193,212,213,210,217,46,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0
    29 DATA 60,32,68,69,76,32,62,32,45,32,213,196,193,204,201,212,216,32,211,201,205,215,207,204,0,0,0,0,124,0,60,32
    30 DATA 73,78,83,32,62,32,45,32,215,211,212,193,215,201,212,216,32,208,210,207,194,197,204,0,0,0,0,0,0,0,0,0
    31 DATA 60,32,67,76,83,32,62,32,45,32,207,222,201,211,212,201,212,216,32,220,203,210,193,206,0,0,0,0,124,0,60,32
    32 DATA 32,55,32,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,32,215,32,206,193,222,193,204,207,32,220,203,210,193,206,193,0,0
    33 DATA 60,32,32,56,32,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,32,215,215,197,210,200,32,32,32,32,32,32,124,32,60,32
    34 DATA 32,57,32,32,62,32,45,32,211,212,197,210,197,212,216,32,196,207,32,203,207,206,195,193,32,220,203,210,193,206,193,0
    35 DATA 60,32,32,52,32,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,0,215,204,197,215,207,32,32,32,32,32,32,124,32,60,32
    36 DATA 32,53,32,32,62,32,45,32,220,212,193,32,211,208,210,193,215,203,193,32,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0
    37 DATA 60,32,32,54,32,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,32,215,208,210,193,215,207,32,32,32,32,32,124,32,60,32
    38 DATA 32,49,32,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,32,215,32,206,193,222,193,204,207,32,211,212, 210,207,203,201,0,0
    39 DATA 60,3232,5032,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,32,215,206,201,218,0,0,0,0,0,0,0,124,0,60,32
    40 DATA 32,51,32,32,62,32,45,32,211,212,197,210,197,212,21632,196,207,32,203,207,206,195,193,32,211,212,210,207,203,201,0
    41 DATA 60,32,151,131,131,32,62,32,45,32,215,211,212,193,215,201,212,216,32,211,212,210,207,203,213,0,0,0,124,0,60,32
    42 DATA 176,176,186,32,6232,45,32,213,196,193,204,201,212,216,32,211,212,210,207,203,213,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0
    43 DATA 60,32,69,83,67,32,62,32,45,32,215,217,200,207,196,32,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,124,32,60,32
    44 DATA 70,5132 32,62,32,45,32,215,200,207,196,32,215,32,210,197,196,193,203, ,212,207,210,0,0,0,0,0,0,0,0,0
    45 DATA 32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,60,32,17,140,142,32,62,32,45,32,215,215,207,196,32
    46 DATA 211,212,210,207,203,201,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0
    47 DATA 191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,32,252,32,228,32,233,32
    48 DATA 243,32,243,32,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191
    49 DATA 32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32
    200 FOR I=&HF100 TO &HF5FF:READ P: POKE I,P:NEXT I
    220 POKE &HF756,3:POKE &HF757,&HF1
    230 LOCATE,,1:CLS:PRINT" ЭДИСС желает вам удачи!!!":NEW
    2000 ' Контрольные суммы по каждому оператору data
    2005 ' сумма стр сумма стр сумма стр сумма стр сумма стр
    2010 ' 1826  10  3672  11  5452  12  4904  13  3744  14
    2020 ' 5512  15  4515  16  4893  17  4935  18  4536  19
    2030 ' 3544  20  4122  21  3245  22  4831  23  3580  24
    2040 ' 3422  25  4935  26  4446  27  3985  28  3434  29
    2050 ' 3364  30  3483  31  4337  32  3178  33  4507  34
    2060 ' 3143  35  2442  36  3355  37  4350  38  2751  39
    2070 ' 4520  40  3887  41  3464  42  1829  43  3081  44
    2080 ' 2003  45  1244  46  5616  47  5898  48  1024  49