КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС В ШКОЛЕ
Введение
Авторы этой статьи представляют коллектив разработчиков предметных педагогических программных средств (ППС) ЭДИСС, действующий уже в течение нескольких лет при Криворожском педагогическом институте. К сожалению, отмеченное два года назад в [1] отставание в программном обеспечении поступающих в школы компьютерных классов имеет место и в настоящее время. Более того, положение усугубилось за счет роста объема поставок "неодухотворенного железа" практически без ППС. Причин тому несколько: отсутствие централизованной поддержки органами народного образования имеющихся в стране коллективов разработчиков на республиканском, областном и иных уровнях, неунифицированность различных версий матобеспечения КУВТов даже в рамках одного типа классов и т. п. Изменить подобное положение могли бы, с одной стороны, конструктивная государственная программа поддержки существующих творческих групп на конкурсной основе, а с другой - складывающийся рынок программной продукции для народного образования.
Разработка предметных ППС в настоящее время ведется по нескольким направлениям. Во-первых, это программы-тренажеры, обучающие приемам решения задач или выполнения упражнений, как правило, в рамках достаточно узких тем. Например, тренажеры устного счета, правописания безударных гласных в корне слов и т. п. Во-вторых, программы, основанные на диалого-логическом принципе. Их можно определить как понятийные практикумы, поскольку здесь преследуется следующая цель: усвоение учащимися системы понятии-по данной теме в их взаимосвязи. Развивается также справочно-информационное направление - своего рода базы данных по избранным темам предмета. Однако, по всей видимости, будущее останется за синтетическими ППС на основе диалого-логического подхода.
Практика разработки и применения диалоговых ППС выработала комплекс требований, определяющих дидактическую эффективность компьютерной обучающей среды. Коротко перечислим их.
Принцип обучающей среды
Пакет программ, записанных на дискете, реализует своеобразное пространство-среду, позволяющее учащемуся окунуться в мир понятий и представлений данной дисциплины. Пакет составляют однородные взаимосвязанные темы, объединенные общим сценарием, вводное и итоговое меню, дающие возможность выбирать темы и контролировать результаты с РМУ, базы данных и сервисные программы для обращения к центральному дисководу.
Полнота
Предлагаемые вопросы в совокупности охватывают все аспекты рассматриваемой темы. Практически речь может идти о некоторой приемлемой полноте банка вопросов, гарантирующей возможность усвоения материала.
Целевое предназначение
Компьютерная поддержка учебного процесса должна быть увязана с потребностями учителя (в настоящее время и с его возможностями (Учитывая проблематичность штатной должности ассистента-оператора в школе, обслуживание обучающих программ должно быть максимально простым, на уровне нажатия двух-трех клавиш по требованию программы)), облегчать его работу, повышая при этом эффективность обучения. Другим адресатом предметной программы является учащийся, психологические особенности которого непременно должны приниматься во внимание.
Компьютерная специфика
Проявляется в сообразном использовании возможностей и особенностей техники. Это касается разнообразия подачи текстового материала на экране, использования цвета, графических возможностей, мультипликации и элементов игры.
Компьютер-собеседник
Интеллектуальный и психологический облик общающегося с учеником компьютера играет важную роль в создании атмосферы обучающей среды. В разработанных ЭДИСС для КУВТ "Корвет" пакетах ДИАЛОГ по физике, математике, русскому и украинскому языкам вводное меню содержит список наиболее распространенных имен. Введенное имя, например Витя, в следующих темах, вызываемых по сети с РМУ, в зависимости от хода диалога варьируется в комментариях от официального Виктор до ласкательного Витенька. Компьютер отличает мужские и женские имена, в спорных случаях запрашивается уточнение. Отличаются и диалоги: "женский" содержит больше ласкательных форм и меньше просторечных. Целый ряд подобных приемов, используемых в обучающих программах, приводит к имиджу компьютера-собеседника как "доброжелательного старшего коллеги не без чувства юмора". Задаче интеллектуализации ППС служит, помимо логического усложнения вариантов ответов, введение элементов случайности в алгоритм программы, в банк вопросов и комментариев.
Пакет программ "ДИАЛОГ"
Общий объем этого направления для КУВТ "Корвет" версии 1.1 в настоящее время соответственно примерно 1Мб для различных дисциплин. Наиболее полно представлена физика (IX-XI классы). Структурно каждый пакет состоит из набора пяти-семи тематических Бейсик-файлов с одним общим BIN-графическим файлом, содержащим графику и мультипликацию, и дополнительных BIN-программ, подгружающих вопросы и упражнения. Как правило, пакет охватывает целый раздел предмета (10 уроков) и имеет объем 200-300 Кб.
С учащимся на РМУ работает обучающая программа общим объемом до 50 Кб, включающая тематическую BAS-программу (20-26 Кб) и графический блок (24 Кб дополнительной памяти). Кроме того, имеется возможность подгрузки дополнительных BIN-программ.
Типовая блок-схема BAS-программы представлена на рисунке. Очевидно, некоторые из блоков требуют пояснений. В программе установлены четыре уровня требований: ознакомительный, начальный, учебный и основной. Таймер работает для третьего и четвертого уровней. Блок стохастизации подбирает вопросы в туры и тасует варианты ответов. Калькулятор имеется только в задачниках - завершающих пакет файлах. Особо стоит остановиться на блоке "Затрудняюсь ответить". Для нейтрализации извечной "запрограммированности" учащегося на бездумный поиск правильного варианта в ДИАЛОГЕ имеется неопределенная форма "Затрудняюсь ответить", требующая последующего обсуждения, если правильного варианта нет. Тур диалога ограничен четырьмя вопросами, после которых ученик может продолжить работу в рамках той же темы, выйти в следующую тему или на конец урока (итоговое меню).
Интегрирование пакета в текущий учебный процесс может проводиться в различных вариантах. Наиболее приемлемыми представляются следующие пути:
- занятие по повторению пройденного материала или внеурочная самоподготовка по определенным темам. Эффективность здесь достигается высокой степенью индивидуального подхода, совмещенной с большим КПД. Количество вопросов по теме, на которые должен дать ответ каждый учащийся, несопоставимо велико по сравнению с тем, что может позволить себе учитель в течение урока;
- 15-20 минутная компьютерная вставка в урок после объяснения нового материала, позволяющая "по свежим следам" закрепить введенные понятия Здесь можно рекомендовать нижайший (ознакомительный) уровень;
- урок-практикум решения задач, выполнение упражнений или лабораторных работ.
Рисунок. Блок схема типовой программы пакета ДИАЛОГ
Сетевая программа STSKUKU представляет собой модернизированную одним из соавторов (В. Н. Евтеев) стандартную программу сети STS.COM. Новая версия позволяет выполнять обращение с РМУ к дисководу, пересылку больших и малых файлов в любой последовательности. Есть у нее и другие достоинства.
Экранный редактор BASEDIT для ПК Корвет (версия 1.1)
Использование для создания и отладки программ встроенного редактора строки EDIT во многих случаях весьма неудобно Предлагаемый экранный редактор Бейсик-программ BASEDIT позволяет редактировать сразу несколько строк, дает возможность более удобным способом размножать, соединять и разбивать строки.
Редактор располагается в памяти по адресам &HF100-&HF5FF. Кроме того, он использует пространство &HF000-&HF100 в качестве буфера ввода, поэтому при работе с ним не следует использовать адреса &HF000-&HF5FF для других USR-функций. В Бейсик-программах не рекомендуется использовать строки с номерами 0, 1, 11, так как они иногда портятся при перезапуске редактора во время работы. Следует также уклоняться от применения в Бейсик-программе пользовательских USR-функций с номером 0, чтобы избежать конфликта между ними и редактором.
Описание работы с редактором BASEDIT:
- с помощью программы STS перешлите Бейсик-файл BASEDIT BAS на РМУ;
- на РМУ выполните команду RUN;
- нажмите клавишу Ваш компьютер готов к работе, можно пересылать на него Бейсик-программу и редактировать ее;
- выведите на экран нужный фрагмент Бейсик-программы;
- для входа в режим редактирования нажмите, а для выхода из него - клавишу "Esc";
- для ознакомления с дополнительной клавиатурой нажмите соответствующую клавишу меню Выход из подсказки - нажатие любой клавиши;
- после внесения изменений в очередную строку программы зафиксируйте их нажатием клавиши "Ввод" При этом справа вверху над редактируемой строкой появится "ОК". Надо следить, чтобы предыдущая строка не слилась с редактируемой. (Это Происходит, когда предыдущая строка заканчивается на 64-й позиции экрана). В этом случае необходимо вставить дополнительно пустую строку и лишь затем фиксировать изменения.
Авторы будут признательны всем, кто пришлет замечания об обнаруженных недостатках по адресу: 324086, Кривой Рог-86, проспект Гагарина, пединститут, кафедра физики, группа ЭДИСС.
Литература
- Бурт И.М., Глушко Е.Я., Евтеев В.Н. и др. Пакет компьютерных предметных обучаю щих программ для школы и вуза. КрГПИ Кривой Рог, 1990. С.39.
ПРОГРАММА BASEDIT.BAS
5 CLEAR 5000:DIM Т$(60)
8 CLS:PRINT "НЕМНОГО ТЕРПЕНИЯ..."
10 DATA 78,13,58,68,69,70,32,85,83,82,48,61,38,72,70,49,49,69,58,79,61,85,83,82,48,40,48,41,13,0,62,32
11 DATA 205,119,242,62,246,50,87,247,14,25,205,76,0,14,30,205,76,0,205,70,0,254,0,202,50,241,205,73,0,254,13,202
12 DATA 90,241,254,29,202,129,241,254,28,202,161,241,254,16,202,153,242,0,254,27,202,210,242,195,217,242,42,5,247,124,254,252
13 DATA 194,105,241,125,254,0,202,231,241,126,254,0,202,117,241,34,5,247,195,231,241,43,195,93,241,79,205,76,0,195,50,241
14 DATA 201,42,5,247,229,14,25,205,76,0,225,126,254,0,202,153,241,35,126,43,119,35,195,139,241,14,26,205,76,0,195,50
15 DATA 241,42,5,247,124,254,255,194,176,241,125,254,255,202,50,241,84,93,126,254,0,202,200,241,35,124,254,255,194,178,241,125
16 DATA 254,255,202,50,241,195,178,241,126,35,119,43,124,186,194,227,241,125,187,194,227,241,14,32,205,76,0,14,8,205,76,0
17 DATA 195,50,241,43,195,200,241,42,5,247,0,124,254,252,194,247,241,125,254,0,202,2,242,126,254,0,202,1,242,43,195,234
18 DATA 241,35,68,77,42,5,247,124,254,255,194,25,242,125,254,255,202,35,242,125,254,254,202,35,242,126,254,0,202,42,242,35
19 DATA 195,7,242,22,255,30,254,195,43,242,235,11,0,213,38,241,46,0,235,124,184,194,61,242,125,185,202,69,242,43,126,235
20 DATA 119,43,195,50,242,235,0,0,34,254,242,225,197,205,0,243,62,0,119,0,0,14,11,205,76,0,225,43,43,205,14,243
21 DATA 62,255,50,26,247,42,254,242,62,32,119,35,119,43,34,27,247,62,13,195,207,242,201,50,86,247,62,248,50,251,250,62
22 DATA 255,50,7,247,14,27,205,76,0,14,50,205,76,0,14,27,205,76,0,14,55,205,76,0,201,205,170,242,205,70,0,254
23 DATA 0,202,156,242,205,170,242,195,191,242,17,32,243,33,0,252,78,235,70,113,235,112,19,35,62,246,186,194,176,242,201,205
24 DATA 73,0,14,24,205,76,0,14,8,205,76,0,195,50,241,50,1,241,33,3,241,34,86,247,201,254,23,202,225,242,195,121
25 DATA 241,14,13,205,76,0,195,50,241,1,0,0,1,0,1,0,253,255,255,255,253,255,255,255,0,1,2,0,1,0,104,240
26 DATA 35,34,5,247,229,14,26,205,76,0,225,201,247,201,124,254,251,194,24,243,38,255,46,254,34,5,247,201,255,255,255,255
27 DATA 0,32,32,32,32,32,32,32,32,32,228,197,202,211,212,215,201,197,0,203,204,193,215,201,219,32,196,207,208,207,204,206
28 DATA 201,212,197,204,216,206,207,202,32,203,204,193,215,201,201,193,212,213,210,217,46,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0
29 DATA 60,32,68,69,76,32,62,32,45,32,213,196,193,204,201,212,216,32,211,201,205,215,207,204,0,0,0,0,124,0,60,32
30 DATA 73,78,83,32,62,32,45,32,215,211,212,193,215,201,212,216,32,208,210,207,194,197,204,0,0,0,0,0,0,0,0,0
31 DATA 60,32,67,76,83,32,62,32,45,32,207,222,201,211,212,201,212,216,32,220,203,210,193,206,0,0,0,0,124,0,60,32
32 DATA 32,55,32,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,32,215,32,206,193,222,193,204,207,32,220,203,210,193,206,193,0,0
33 DATA 60,32,32,56,32,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,32,215,215,197,210,200,32,32,32,32,32,32,124,32,60,32
34 DATA 32,57,32,32,62,32,45,32,211,212,197,210,197,212,216,32,196,207,32,203,207,206,195,193,32,220,203,210,193,206,193,0
35 DATA 60,32,32,52,32,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,0,215,204,197,215,207,32,32,32,32,32,32,124,32,60,32
36 DATA 32,53,32,32,62,32,45,32,220,212,193,32,211,208,210,193,215,203,193,32,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0
37 DATA 60,32,32,54,32,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,32,215,208,210,193,215,207,32,32,32,32,32,124,32,60,32
38 DATA 32,49,32,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,32,215,32,206,193,222,193,204,207,32,211,212, 210,207,203,201,0,0
39 DATA 60,3232,5032,32,62,32,45,32,203,213,210,211,207,210,32,215,206,201,218,0,0,0,0,0,0,0,124,0,60,32
40 DATA 32,51,32,32,62,32,45,32,211,212,197,210,197,212,21632,196,207,32,203,207,206,195,193,32,211,212,210,207,203,201,0
41 DATA 60,32,151,131,131,32,62,32,45,32,215,211,212,193,215,201,212,216,32,211,212,210,207,203,213,0,0,0,124,0,60,32
42 DATA 176,176,186,32,6232,45,32,213,196,193,204,201,212,216,32,211,212,210,207,203,213,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0
43 DATA 60,32,69,83,67,32,62,32,45,32,215,217,200,207,196,32,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,124,32,60,32
44 DATA 70,5132 32,62,32,45,32,215,200,207,196,32,215,32,210,197,196,193,203, ,212,207,210,0,0,0,0,0,0,0,0,0
45 DATA 32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,60,32,17,140,142,32,62,32,45,32,215,215,207,196,32
46 DATA 211,212,210,207,203,201,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0
47 DATA 191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,32,252,32,228,32,233,32
48 DATA 243,32,243,32,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191,191
49 DATA 32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32,32
200 FOR I=&HF100 TO &HF5FF:READ P: POKE I,P:NEXT I
220 POKE &HF756,3:POKE &HF757,&HF1
230 LOCATE,,1:CLS:PRINT" ЭДИСС желает вам удачи!!!":NEW
2000 ' Контрольные суммы по каждому оператору data
2005 ' сумма стр сумма стр сумма стр сумма стр сумма стр
2010 ' 1826 10 3672 11 5452 12 4904 13 3744 14
2020 ' 5512 15 4515 16 4893 17 4935 18 4536 19
2030 ' 3544 20 4122 21 3245 22 4831 23 3580 24
2040 ' 3422 25 4935 26 4446 27 3985 28 3434 29
2050 ' 3364 30 3483 31 4337 32 3178 33 4507 34
2060 ' 3143 35 2442 36 3355 37 4350 38 2751 39
2070 ' 4520 40 3887 41 3464 42 1829 43 3081 44
2080 ' 2003 45 1244 46 5616 47 5898 48 1024 49