"КОРВЕТ" на мели, кто виноват?

На ВДНХ СССР, у экспозиции современных технических средств обучения мне довелось встретиться и беседовать с участниками проходившего вскоре после февральского (1988 г) Пленума ЦК КПСС всесоюзного семинара деятелей народного образования. Здесь были учителя и директора общеобразовательных школ, представители педагогической науки, работники районного, областного, республиканского звена. Пожалуй, ни один из них не оставил без внимания демонстрировавшиеся здесь школьные ЭВМ, компьютерные классы и, прежде всего, комплекс учебной вычислительной техники "Корвет". Большинство видело его впервые. "Когда же "Корвет" доплывет до нашей школы?" - так можно было сформулировать главный вопрос, который волновал участников семинара.

- У нас в районе и городе в школах кроме микрокалькуляторов ничего нет. Да и тех по 5-7 штук на 300 учащихся, - поделилась своими заботами заведующая отделом народного образования из Завитинска Амурской области А.Б. Роговенко.

- В сельских районах Казахстана школьники вообще в глаза не видели компьютера, - словно подытожил неутешительный разговор заместитель директора НИИ педагогики им. И. Алтынсарина из Алма-Аты С.К. Калиев.

Очевидно, отсюда и появились среди учительства ироническое сравнение: "Учить информатике на пальцах, все равно, что учить плаванию в бассейне без воды". И совсем уж серьезный сигнал "Ребята теряют интерес к урокам по вычислительном технике, им не интересны занятия без ЭВМ".

Эти и многие другие высказывания убедительно иллюстрировали, во что обходится срыв нашей радиоэлектронной индустрией своевременного выполнения весьма ответственного задания партии и правительства - резко ускорить поставки в систему народного образования компьютерной техники высокого качества Думается, каждого, кто причастен к выпуску школьных ЭВМ - от министров до разработчиков и монтажников "Корвета", - должна взволновать обеспокоенность школьных учителей. Они не случайно сегодня бьют в набат. Общеобразовательная школа, несмотря на дважды принятые постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, так и осталась фактически без вычислительной техники.

Выпущенные промышленностью 100 компьютерных классов на 130 тысяч общеобразовательных школ и 42,5 миллиона учащихся - это даже "не капля в море". А ведь еще в прошлом году планировалось поставить 10 тысяч "Корветов", в 1988 - 36 тысяч, в 1989 - 84 тысячи, в 1990 - 120 тысяч, а к 1992 г. выйти на уровень производства четверти миллиона "Корветов" в год!

Однако пора назвать министерства, но вине которых в новом учебном году общеобразовательные школы снова останутся без учебной вычислительной техники. Это, в первую очередь, министерства радиопромышленности, электронной промышленности, промышленности средств связи. К сожалению, в штабах этих отраслей по-старому, узковедомственно подошли к выполнению важнейшего задания партии и правительства.

Чтобы разобраться в создавшемся положении, близком к "кораблекрушению", пришлось повторить весь путь, по которому прошел "Корвет": состоялись беседы с министерскими деятелями, с работниками Государственного комитета по вычислительной технике и информатике, Комитета по народному образованию, побывал я и в НИИсчетмаш, где готовили компьютерный класс к производству, на бакинском радиозаводе, ив котором и должен быть развернут массовый выпуск комплекса учебной вычислительной техники (КУВТ) "Корвет". Наконец, встретился с первосоздателями этой ПЭВМ в институте ядерной физики МГУ им. М.В. Ломоносова. Разработанный там компьютер позднее нарекли "Корветом", так называли когда-то небольшие корабли-разведчики, шедшие впереди флота и прокладывавшие ему путь. Авторы названия вложили а него глубокий смысл: "Корвету" предстояло первому отправиться в безбрежные просторы школьной компьютеризации.

Вначале все складывалось, казалось бы, удивительно благополучно. Молодые физики Николай Рой и Александр Скурихин вместе с руководителем отдела профессором Александром Турсуновичем Рахимовым в 1985 г. создали для "своих нужд" - автоматизации установки по дистанционному измерению низкотемпературной плазмы - персональную восьмиразрядную одноплатную ЭВМ. Она получилась настолько удачной, что по оригинальности архитектуры, основным параметрам, универсальности, простоте компонентной базы превзошла многие отечественные и не только отечественные микро-ЭВМ.

Как правило, у технических находок необычная судьба. К примеру, первый персональный компьютер американские техники делали в гараже. Наша первая удачная школьная ЭВМ родилась... на чердаке. Взгляните снизу на последний этаж высотного здания университета. Там видны похожие на иллюминаторы круглые окна отдела физики плазмы. Здесь и "изобретали" свой компьютер молодые сотрудники института, шаг за шагом улучшая его параметры, засиживались на своем чердаке далеко за полночь.

- К нам на огонек,- вспоминает профессор,- часто заходил наш научный руководитель заведующим кафедрой физики и физики плазмы МГУ академик Евгений Павлович Велихов. Он вникал чуть ли ни в каждое техническое решение. Советовал, помогал. Но и требовал: "Из этой элементной базы можно выжать еще очень много", - подчеркивал он.

Мне показали десяток вариантов печатных плат с ювелирной ручной разводкой: "Вся история будущего "Корвета" в платах", - улыбнулся Николай Рой.

В день пятидесятилетия академика Евгения Павловича Велихова разработчики решили преподнести юбиляру макет компьютера. Правда, "подарок" физики тут же забрали (решили над ним еще поработать), но его удачная демонстрация имела далеко идущие последствия. Вскоре в президиуме уже как вице-президент АН СССР Евгений Павлович собрал специалистов пригласил ответственных работников промышленности. Мнение присутствующих было единодушным - компьютер следует выпускать серийно.

Александр Турсунович Рахимов вспоминает еще одно решающее для судьбы их мини-ЭВМ совещание. Оно состоялось в Совете Министров СССР. Присутствовали министры и другие руководящие работники ряда отраслей промышленности. Разработчикам предложили показать компьютер в действии. Предупредили - в их распоряжении 10 минут. Однако демонстрация программ, графических возможностей компьютера так заинтересовала присутствующих, что она длилась почти час. А так как в это время остро встал вопрос о компьютере для школы, то разработку физиков решили внедрять и для этой цели.

Вскоре и появились соответствующие постановления ЦК КПСС и Совмина СССР, которые определяли кто, в какие сроки должен доработать компьютер, создать на его базе компьютерный класс для школ и развернуть подготовку к массовому выпуску.

К этому времени и появились главные действующие лица, на которые было возложено обеспечение массового выпуска "Корветов" (напомним: к 1987 г - 10 тысяч, а к 1992 году - уже 250 тысяч!). Это - НИИсчетмаш и бакинский радиозавод ПО "Радиостроение". Директор НИИсчетмаша М.К. Сулин был назначен главным конструктором КУВТ "Корвет", а профессор А.Т. Рахимов и генеральный директор объединения "Радиостроение" К.Р. Алышев - заместителями главного конструктора.

Забегая вперед, хочу сказать несколько слов о Кямале Рамазановиче Алышеве. Еще до партийных и правительственных решений он, по своей инициативе, организовал выпуск первого десятка компьютеров, сам вместе с технологами разрабатывал различные приспособления и контрольные устройства для их серийного выпуска. В массовом выпуске школьных ЭВМ Алышев увидел будущее предприятия. Он без устали ходил по этажам и кабинетам родного министерства и других ведомств, выбивая необходимое оборудование. В него, выпускника МВТУ им. Н.Э. Баумана, технически грамотного инженера, энергичного организатора, человека порой может слишком горячего и резкого, поверили все. И в МГУ, и в НИИсчетмаше, и в министерстве. Были уверены: "Корвет" - будет!

В моем блокноте о том периоде есть такие заметки, сделанные со слов непосредственных участников разработки и организации производства: "Баку показывает чудеса оперативности!" (это о строительстве в рекордный срок нового цеха). "День и ночь готовят документацию и испытывают первые опытные машины" (это о сотрудниках НИИсчетмаша).

И действительно, всего за год (вместо первоначально запрошенных трех) в НИИсчетмаше доработали по техническому заданию и сам компьютер, и фактически создали компьютерный класс. В него вошли рабочее место преподавателя, которое включает в себя системный блок, Видеоконтрольное устройство, два накопителя на гибких магнитных дисках, печатающее устройство и 12 рабочих мест учащихся. Компьютер ученика не имел дисководов и только этим в основном отличался от ЭВМ преподавателя.

- В январе 1986 г., - рассказывает начальник отдела персональных ЭВМ НИИсчетмаш Арнольд Натанович Лазарев, - мы вышли на государственные испытания. Комиссия приняла нашу разработку с высоком оценкой и рекомендовала образец к серийному выпуску. Причем в решении было записано, что комплекс вполне удовлетворяет современным требованиям и по своему техническому уровню выше, чем другие аналогичные разработки, созданные в стране.

Мой собеседник немного помолчал, а затем, словно решившись, продолжал:

- Дело в том, что почти одновременно с нашей разработкой государственная комиссия рассматривала альтернативный компьютерный учебный класс - "Учебный комплекс - научный центр" (УКНЦ), создание и выпуск которого было поручено предприятиям МЭПа. С первого раза он не прошел госкомиссию УКНЦ пришлось доводить. Хотя мы еще раньше чувствовали, что к своему детищу МЭП относится более заботливо. Например, для него создано свыше десятка специализированных микросхем, а мы на его предприятиях и одной выпустить не смогли.

- Неудача с УКНЦ, - говорит Лазарев, - еще больше осложнила наши отношения Конкуренция с МЭПом - поставщиком-монополистом большинства комплектующих изделии - обходится нам иногда слишком дорого. Нас откровенно "придерживали" при разработке (например, своевременно не поставили ПЗУ), а сейчас, срывая поставку ряда важнейших микроэлектронных изделий, просто посадили "Корвет" на мель...

Вначале мнение А.Н. Лазарева показалось мне слишком субъективной оценкой "органического" неприятия "Корвета" некоторыми высокопоставленными лицами в штабе электронной промышленности. Тем более, он сам приводил достаточно красноречивые примеры дружеского взаимопонимания с предприятиями МЭПа (Правда, просил при этом их не "выдавать" и не называть в этой корреспонденции, опасаясь санкций "сверху"). Однако мои сомнения развеялись после откровенного разговора с профессором Рахимовым.

Наше знакомство произошло в его кабинете, вернее кабинетике, на том же чердаке МГУ. Да простит меня Александр Турсунович за мои первый, прозвучавший не совсем тактично вопрос "Вы профессор Рахимов!" - неуверенно спросил я, приоткрыв дверь и увидев за столом у компьютера не седовласого ученого, как ожидал, а спортивно подтянутого человека, лет сорока пяти.

- Вы из журнала "Радио"?

Мы договорились о встрече еще до моей поездки на бакинский радиозавод. И получилось так, что я, вернувшись из Баку, оказался носителем самой свежей информации. Отсюда и парадоксальная ситуация вначале на вопросы по "проблеме "Корвет" отвечал корреспондент.

Рахимов пригласил для разговора главного разработчика компьютера Николая Роя. Его имя с уважением называли и в НИИсчетмаше, и на заводе, хотя он был еще моложе своего патрона. Представляя Роя, профессор рассказал, как вице-президент американской фирмы "Apple", познакомившись с архитектурой и графическими возможностями "Корвета" и увидев, что она заполняет на экране монитора прямоугольники 16 различными цветами со скоростью 3 миллиона точек в секунду (быстрее, чем это делает даже такая известная ПЭВМ, как IBM PС), заинтересовался способным физиком и просил академика Е.П. Велихова отпустить Николая на полгода поработать у него.

Рахимов и Рой формально давным-давно передали свой компьютер для внедрения в промышленность, но до последнего времени не переставали заботливо помогать в налаживании его выпуска. Они и с НИИсчетмаш, и с бакинским радиозаводом поддерживали постоянную связь. А новости из Баку вызывали одно лишь беспокойство: производство "Корветов" еле-еле теплилось.

Несмотря на огромные усилия заводчан, особенно генерального директора объединения "Радиостроение" Кямала Рамазановича Алышева, его помощников таких, как заместитель по производству "Корветов" Халиле Газилова, все дело могло в любую минуту остановиться. Не было ни нужного количества, ни нужного ассортимента элементной базы, электронные комплектующие изделия поступали очень ненадежные.

Вот как оценивает руководитель госприемки производственного объединения "Радиостроение" Л.И. Бухер качество комплектующих изделий:

- "Летят микросхемы, - говорит он, - одна за одной. Мы провели анализ прохождения в производстве 633 компьютеров. На различных технологических этапах а них пришлось выпаять и заменить 1600 микросхем, вышедших из строя из-за низкой надежности.

Вот несколько цифр из официальной справки, характеризующих обеспечение КУВТ "Корвет" комплектующими изделиями Предприятия МЭПа как в прошлом году, так и в первом квартале этого года не выполнили своих обязательств по поставке микросхем КР580ВВ55А и К555АП6 Завод не получил ни одной К573РФ4. Поставлена только четвертая часть из запланированных резисторов С5-35В, половина разъемов РП-15. Задолженность за первый квартал 198В г. по конденсаторам К50-35 составила 40 тысяч штук.

- Знаете, - говорит профессор Рахимов, - это не случайность. И сложившееся положение дел с "Корветом" лишний раз убеждает меня в необходимости придать гласности один разговор с заместителем министра электронной промышленности Э.Е. Ивановым. Правда, тогда он им еще не был, но это сути дела не меняет, а объясняет многое.

При рассмотрении списка микросхем, которые мы просили для опытной партии наших компьютеров, он вдруг предложил:

"Бросьте свою машину, давайте работать с нами..."

"Но ведь есть решение выпускать "Корвет" и поручено это бакинскому радиозаводу, с которым мы сотрудничаем",- возразил я.

"Но есть же... конкуренция...",- услышал в ответ.

"Мы за здоровую социалистическую конкуренцию... Пусть жизнь решит, чей компьютер для школы лучше".

"Тогда, - жестко сказал Э.Е. Иванов, - я вам предсказываю будущее: наша машина будет, а ваша умрет. Комплектацию-то и для нашей и для вашей делаем мы".

Конечно, это не стенографический отчет о состоявшемся разговоре. Может быть, кое-какие детали беседы и забылись. Но важна суть. В МГУ, НИИсчетмаше и на бакинском радиозаводе убеждены - однажды выработанную "принципиальную позицию" в отношении к "чужому" "Корвету" а МЭП менять не собираются. Правда, вызывает недоумение такой факт. На одной из выставок Владислав Григорьевич Колесников - министр электронной промышленности, ознакомившись с комплектацией "Корвета", убежденно заявил: "Ни одной дефицитной детали. Все дадим". Однако даже на высоких этажах штаба отрасли срабатывают, видимо, силы торможения.

Есть и еще один серьезный тормоз в налаживании массового выпуска комплекса "Корвет". Тбилисский телевизионный завод "Экран" часто срывает поставку мониторов ВД 1101. В одном из цехов бакинского радиозавода мне довелось увидеть десятки готовых компьютеров без видеоконтрольных устройств. Кстати сказать, качество мониторов, которые присылают из Тбилиси, не выдерживают никакой критики. Уже несколько раз госприемка браковала их целыми партиями и возвращала обратно.

Однако как не остры проблемы, которые срывают план выпуска "Корветов" в этом году, их следует отнести к трудностям сегодняшнего дня.

Но побывав на бакинском радиозаводе, поговорив с руководителями предприятия и цехов, побеседовав с мастерами, рабочими, контролерами ОТК, работниками госприемки, воочию убеждаешься в том, что, помимо их, существуют проблемы куда крупнее. Они связаны с задачами завтрашнего дня предприятия. Ему предстоит быстро наращивать массовый выпуск "Корветов", а в следующей пятилетке давать общеобразовательной школе, как уже отмечалось, четверть миллиона компьютеров а год. Возможно же это только на базе комплексно автоматизированного производства.

Как в этом отношении обстоят дела на заводе? Во вновь отстроенном, благодаря завидной энергии руководителей объединения, огромном цехе пустуют помещения и царит в основном ручной труд. Ведь нельзя же с современных позиций рассматривать как достижение внедрение пары десятков созданных самими заводскими технологами монтажных приспособлений, контрольных устройств. Генеральный директор объединения К.Р. Алышев буквально по крохам выпрашивает у родного министерства оборудование.

- Разворачиваем "натуральное хозяйство", - иронизирует он, - Вся технология наша. Правда, помогли предприятия отрасли изготовить оснастку. В последнее время зачастили к нам специалисты министерства, побывали даже работники высокого ранга. Однако новая технологическая техника пока не поступает. А ведь идет стройка еще двух крупных цехов.

Невольно напрашивается сравнение с опытом Центрального львовского производственного объединения "Электрон", на котором мне довелось побывать и где создается комплексно-автоматизированное массовое производство цветных телевизоров (около одного миллиона в год!). На "Электроне" для этого широко используется технологическое оборудование" поставленное и смонтированное в короткий срок японской фирмой. Причем в его выборе, заказе, закупке с учетом особенностей своего завода участвовали специалисты львовского объединения. Разве не полезен этот опыт для бакинцев?

Конечно, здесь потребуется валюта. И не выгоднее ли для государства вместо того, чтобы тратить ее на приобретение японских учебных компьютерных классов "Ямаха", по-хозяйски направить эти средства и в заказ технологических линий для автоматизированной сборки "Корветов"? Конечно, это не простой вопрос. Но он вполне решаем в наши дни.

Сегодня, читая в печати публикации о периоде застоя, мы часто просто не находим логических объяснений причинам почему откладывались, оставались без внимания, не решались важнейшие проблемы развития науки, техники, культуры, образования.

Как бы не отнесли наши дети и внуки историю с "Корветом" не к периоду перестройки, а к эпохе застоя. Думается, так оно и будет, если министерства и ведомства, на которые партийными и правительственными решениями возложен выпуск компьютерной техники для школ, не снимут с мели "Корвет", который давно ждут океанские просторы школьной компьютеризации.

А. ГРИФ (Баку - Москва)